Специалист по социальной работе приходит в дом, чтобы помочь семье преодолеть жизненные невзгоды
От посещения представителя из любого ведомства, большинство людей, как правило не ждут ничего хорошего. У многих сложилось и вовсе предвзятое отношение по типу, раз пришел проверять, значит хочет что-то отобрать, например, субсидию, или какую-нибудь помощь или сделать еще что-то, чтобы человеку стало труднее жить.
Не отнять, а предоставить помощь
Это предубеждение, как правило, работает и в отношении специалистов по социальной работе, которые инспектируют семьи с детьми. Многие шосткинцы недоумевают, по какой причине специалист выбрал для проверки именно их семью, ведь повода для этого вроде бы и нет: родители работают, дети ухожены, для жизни и развития обеспечены всем необходимым и т.д. Другими словами, с какой целью социальный работник пришел в благополучную семью? Что он хочет выявить и чем это чревато?
В связи с этим в городе начали появляться различные слухи и домыслы. Чтобы прояснить ситуацию, «Перекресток» обратился в Шосткинский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодежи.
– Для выполнения социальных инициатив Президента Украины с июня 2012 года в штат шосткинского городского центра социальных служб для детей, семьи и молодежи дополнительно введено 12 специалистов по социальной работе. Основной целью их деятельности является предоставление социальных услуг, социальной помощи семьям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, - рассказывает директор Шосткинского городского центра социальных служб для детей, семьи и молодежи Татьяна Гурба.
Деятельность специалистов по социальной работе направлена на укрепление института семьи и профилактику раннего социального сиротства.
За каждым сотрудником закреплен определенный участок, и он обязан посетить каждую проживающую здесь семью, в которой воспитывается ребенок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что специалист по социальной работе стучится в каждую дверь, независимо от того, нуждается ли семья в его помощи или нет.
- Наши сотрудники имеют удостоверение в котором указаны фамилия, имя и отчество инспектора, вклеена его фотография, стоит печать центра социальных служб для семьи, детей и молодежи и подпись директора. После беседы с членами семьи, ознакомления с условиями жизни ребенка, соцработник составляет акт инспектирования, в котором отмечается наличие определенных проблем у конкретной семьи или же их отсутствие, - объясняет Т. Гурба.
Стоит отметить, что личные данные семьи, которые запрашивает специалист, никому не предоставляются, доступа к ним, кроме уполномоченных органов нет ни у кого.
Поэтому опасения родителей в отношении того, что у них «отберут» какие-либо социальные льготы, по словам Татьяны Гурбы, беспочвенны. У специалиста по социальной работе, уверяет директор центра социальных служб, нет цели что-то «отнять» или в чем-то уличить, наоборот, он заинтересован помочь.
– В том, что специалисты посмотрят в каких условиях живут дети, нет ничего плохого. Это не прихоть, а наша обязанность. Благодаря работе наших специалистов удается избежать роковых последствий в сложных ситуациях, с которыми не могут справиться семьи. Бывает так, что об этих семьях никто и не знал, они не состояли на учете, а между тем, остро нуждались в помощи, - говорит Т. Гурба.
«Писанина» для архива не имеет ничего общего с миссией специалиста по социальной работе
Понятие социальной помощи достаточно обширно. Если объяснять по-простому, то социальный работник становится другом семьи, который готов выслушать, поддержать и предложить конкретный выход из сложившейся ситуации.
– Мы не заинтересованы в том, чтобы прийти в семью, написать бумажку, положить ее в архив и все. Мы занимаемся конкретным делом, кому-то помогаем оформлять необходимые документы, кому-то - одеждой, обувью, вплоть до мыла и зубных щеток. В этом плане мы тесно сотрудничаем с шосткинским обществом Красного Креста. Если ребенок болен, помещаем его на лечение в детскую больницу. Выделяем материальную помощь и т. д. То есть, каждый случай рассматривается индивидуально. Но главное, что люди больше не остаются один на один со своими проблемами, а с нашей помощью успешно их преодолевают, - говорит Т. Гурба.
Директор Шосткинского центра социальных служб для детей, семьи и молодежи убедительно просит шосткинцев оказывать содействие в работе, не запираться и не прятаться от сотрудников центра социальных служб, а наоборот сообщать информацию о детях и семьях с детьми, которые попали в беду и нуждаются в помощи, ведь чем быстрее она будет оказана, тем быстрее семья и дети, которые в ней воспитываются обретут шанс на нормальную жизнь.
– Вот, например, недавно, инспектируя семьи, я обнаружила 15-летнюю маму с новорожденным малышом, проживающих в таких кошмарных условиях, что не пожелаешь даже врагу. Девушка была растеряна и даже не знала, что может обратиться за помощью. Благодаря нашему вмешательству, ребенок проживает вместе с мамой и отцом, и в хороших условиях, - рассказывает специалист по социальной работе Шосткинского городского центра социальных служб для детей, семьи и молодежи Наталья Мельник.
Одному мальчику, например, удалось «вернуть» родителей.
– Мать бросила ребенка, уехав на заработки в Москву. И на протяжении нескольких лет она не появлялась в городе и не видела своего сына. Отец женился на другой женщине, в новой семье у него родился ребенок и до старшего сына никому не было дела. Благодаря работе центра, удалось разыскать маму, наладить взаимоотношения ребенка с отцом и его новой семьей, - говорит Н. Мельник.
Одну из подопечных центра социальных служб, настолько впечатлила работа, которую проделывают социальные работники, что она сама начала собирать вещи для нуждающихся и предоставлять их в общество Красного Креста. Женщина, с изломанной судьбой, в свое время лишенная родительских прав, отбывавшая наказание в местах лишения свободы, не отчаялась, опираясь «на руку» социальных работников, она смогла начать новую жизнь, более того нашла в себе силы для добра и милосердия.
Таких примеров в практике каждого специалиста по социальной работе много, и каждый положительный результат особенно ценен, ведь за ним — жизнь и судьба конкретного ребенка, а то и целой семьи.
– Помощь бывает разной. Например, женщина забеременела и боится идти в женскую консультацию, разыскиваем, берем за руку, ставим на учет и по-необходимости сопровождаем до родов и после них. У кого-то паспорт не оформлен, кто-то социальные выплаты не получает, и люди не знают куда им можно обратиться и на что они могут рассчитывать. Мы их направляем и поддерживаем, - рассказывает специалист по социальной работе шосткинского городского центра социальных служб для детей, семьи и молодежи Вера Глущенко.
Специалисты центра социальных служб также работают с трудными подростками, с несовершеннолетними, которые совершили преступление и осуждены условно, с испытательным сроком.
Проводятся групповые и индивидуальные тренинги, причем специалисты работают как с детьми, так и с их родителями.
В 2012 году было обследовано свыше 2300 семей, в которых воспитываются дети. Выявлено 162 семьи, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах и требующих немедленной помощи. 88 семей было охвачено социальным сопровождением. 30 семей из 88 преодолели трудности и сняты с учета. Работа по инспектированию семей и оказанию помощи продолжается. Круг вопросов, с которым встречаются в ходе своей работы специалисты, очень разнообразен и чаще всего, это конфликты в семье, малообеспеченность, безработица, отсутствие документов, отсутствие регистрации, вопросы связанные со здоровьем, обучением и воспитанием детей.